ФГОС. Функциональная грамотность

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования.

Стандарт включает в себя требования:

- к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

- к структуре основной образовательной программы основного общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений;

- к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы основного общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при получении основного общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также значимость общего образования для дальнейшего развития обучающихся.

Нормативно-правовая база

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования”

  • (Проект) Примерная основная образовательная программа начального общего образования

  • (Проект) Примерная основная образовательная программа основного общего образования

  • Региональный план мероприятий (дорожная карта), направленных на введение обновленных ФГОС в общеобразовательных организациях Ярославской области в 2021-2022 году 
  • Муниципальный план мероприятий (дорожная карта), направленных на введение обновленных ФГОС в общеобразовательных организациях городского округа город Переславль-Залесский, в 2021-2022 году

 

Советский и российский лингвист, психолог, доктор психологических наук и доктор филологических наук Алексей Алексеевич Леонтьев дал определение понятиям «функциональная грамотность» и «функционально грамотный человек»:

- функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений;

- функционально грамотный человек - это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная.

1. Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

2. Естественнонаучная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественнонаучными идеями.

3. Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

Кроме того существует ещё три критерия оценки образовательных достижений обучающихся:

- финансовая грамотность – совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

-  креативное мышление – способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение нового знания, эффективных решений и инновационных стратегий.

- глобальные компетенции ­– сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.

Функциональная грамотность является основой нового направления в проверке знаний обучающихся, основанного на Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. В исследовании оценивается, способность обучающихся использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала. Российская Федерация принимает участие в исследовании PISA, начиная с 2000 года. В 2021 году прошёл 8-й цикл исследования. Основное внимание было уделено оценке математической грамотности 15-летних учащихся.

Нормативно-правовая база

  • Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
  • Министерство просвещения РФ и Институт стратегии развития образования РФ РАН «Основные подходы к оценке глобальных компетенций учащихся основной школы» 
  • Министерство просвещения РФ и Институт стратегии развития образования РФ РАН «Основные подходы к оценке читательской грамотности учащихся основной школы»
  • Министерство просвещения РФ и Институт стратегии развития образования РФ РАН «Основные подходы к оценке математической грамотности учащихся основной школы»
  • Министерство просвещения РФ и Институт стратегии развития образования РФ РАН «Основные подходы к оценке естественно-научной грамотности учащихся основной 
  • Министерство просвещения РФ и Институт стратегии развития образования РФ РАН «Основные подходы к оценке финансовой грамотности учащихся основной школы» 
  • Министерство просвещения РФ и Институт стратегии развития образования РФ РАН «Основные подходы к оценке креативного мышления учащихся основной школы»
  • Приказ Департамента образования Ярославской области от 17.09.2021 года № 282/01-03 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»
  • План мероприятий Ярославской области по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся на 2021-2022 учебный год 
  • Приказ Управления образования Администрации города Переславля-Залесского от 12.11.2021 года №908а/01-04 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности» 

 

Локальные акты

  • Приказ об организации работы по формированию функциональной грамотности обучающихся
  • План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся муниципального общеобразовтельного учреждения Горкинской основной школы на 2022 год