Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования.
Стандарт включает в себя требования:
- к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
- к структуре основной образовательной программы основного общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений;
- к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы основного общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при получении основного общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также значимость общего образования для дальнейшего развития обучающихся.
Нормативно-правовая база
Советский и российский лингвист, психолог, доктор психологических наук и доктор филологических наук Алексей Алексеевич Леонтьев дал определение понятиям «функциональная грамотность» и «функционально грамотный человек»:
- функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений;
- функционально грамотный человек - это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная.
1. Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественнонаучная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественнонаучными идеями.
3. Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
Кроме того существует ещё три критерия оценки образовательных достижений обучающихся:
- финансовая грамотность – совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
- креативное мышление – способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение нового знания, эффективных решений и инновационных стратегий.
- глобальные компетенции – сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.
Функциональная грамотность является основой нового направления в проверке знаний обучающихся, основанного на Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. В исследовании оценивается, способность обучающихся использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала. Российская Федерация принимает участие в исследовании PISA, начиная с 2000 года. В 2021 году прошёл 8-й цикл исследования. Основное внимание было уделено оценке математической грамотности 15-летних учащихся.
Нормативно-правовая база
Локальные акты